Загребина Инна Владимировна
Адвокатский кабинет
+79168073159
innasclj@yandex.ru
Москва
c 9 до 22 часов
111524 Россия Москва г Москва г. Москва,
izagrebina

Инна Загребина. Благотворительная деятельность и социальное служение религиозных организаций: правовые проблемы и пути их решения

Вопросы, связанные с благотворительной деятельностью и социальными служениями религиозных организаций в последнее время становятся все более актуальными. Основы церковной благотворительности были заложены еще в первохристианские времена. Во времена Киевской Руси князья возлагали на Церковь функции общественного призрения, попечительства, для этих целей из казны выделялись определенные материальные средства. Подобную политику проводили и князья Владимир Святославович, Ярослав Владимирович, Изяслав Ярославович, Всеволод Ярославович, Владимир Мономах. «В период феодальной раздробленности и золотоордынского ига Церковь была единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей. Церковь и монастыри в XII-XIII веках фактически взяли на себя благотворительную функцию».
Ни для кого не секрет, что и в настоящее время именно религиозные объединения ведут эффективную работу среди нуждающихся и неблагополучных слоев населения. Сеть реабилитационных центров созданных религиозными организациями во всех уголках нашей страны яркое тому свидетельство. Однако, как не странно, но именно при осуществлении благотворительной и социальной деятельности возникает ряд не разрешимых проблем.
В последнее время мы все чаще слышим, что наркомания представляет угрозу национальной безопасности и демографической ситуации в стране. В сентябре 2009 г. бывший Президент нашей страны Д.А. Медведев на заседании Совета безопасности России выступил за разработку стратегии государственной антинаркотической политики и чёткого плана её реализации. 9 июня 2010 года Указом Президента Российской Федерации была утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.
Между тем, следует отметить, что несмотря на все усилия со стороны государства, потребление наркотиков среди молодежи представляет угрозу национальной безопасности России и имеет глобальный характер, распространяясь как рак по всем уголкам нашей необъятной Родины.
По экспертным оценкам, у нас не менее двух с половиной миллионов человек употребляют наркотики. Это страшная цифра. Причём 70 процентов - молодёжь до 30 лет.
Несмотря на то, что руководство нашей страны подчеркивает важность профилактики наркомании и важность антинаркотической пропаганды среди молодежи совместно с общественными организациями, на практике мы можем видеть многочисленные судебные процессы в отношении наиболее успешных лидеров общественных движений в данной сфере.
Между тем, еще бывший Президент Д. Медведев отмечал, что спрос на услуги по реабилитации значительно превышает возможности государственных структур.
В этой связи деятельность религиозных организаций по духовно-нравственной реабилитации лиц страдающих алкогольной и наркотической зависимостью казалось бы, должна поощряться, но, увы, на практике при ее осуществлении как религиозные так и общественные организации сталкиваются с рядом не разрешимых проблем. Одна из которых –неопределенность организационно-правовой формы при создании центра реабилитации. По большому счету ни одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций предусмотренных законодательством под эти цели не подходит. Из-за этого центры функционируют под «крышей» фондов, общественных организаций, автономных некоммерческих, религиозных организаций и.т.д. При этом наиболее подходящей выглядит реабилитация при монастырях. Однако зачастую человек в монастырь идти не хочет.
Нередко возникают проблемы и с органами власти. Так, например, в адрес религиозной организации в г. Новосибирске Управлением Министерства юстиции по Новосибирской области было направлено Предупреждение о недопустимости нарушения законодательства РФ, в котором было указано, что Церковь не имеет права содействовать профилактике и реабилитации лиц, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью. Однако, Церковь, занимаясь данного рода благотворительной деятельностью, не только не нарушала законодательства нашей страны, но наоборот вносила свою лепту в борьбе с этой все более нарастающей бедой в нашем обществе.
В этой связи, учитывая, что, не смотря на сложности, центры все равно существуют и достаточно эффективно осуществляют свою деятельность, представляется целесообразным определить в законодательстве их правовой статус, как, например, учитывая реальные потребности общества, был определен статус казачьих обществ. Хотелось бы надеется, что в ближайшее время данный вопрос найдет свое достойное отражение в российском законодательстве.
Бывают случаи, когда органы, осуществляющие контроль за деятельностью религиозных организаций указывают, что Церковь благотворительной деятельностью вообще заниматься не вправе. И если у прихожан есть такое желание, то они должны зарегистрировать благотворительную организацию. Видимо срабатывает синдром советской эпохи, когда согласно Постановлению ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» религиозным общинам запрещалась всякая социальная и благотворительная деятельность.
Однако данная позиция противоречит действующему законодательству. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций. Более того, государство должно оказывать содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее Закон № 135) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность не только граждан, но и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
В соответствии со ст. 4 данного закона юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей. Юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации. Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных Законом целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 135 благотворительная деятельность осуществляется в целях:
- социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
- подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
- оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
- содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
- содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
- содействия защите материнства, детства и отцовства;
- содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
- содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
- содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
- охраны окружающей среды и защиты животных;
- охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.
При осуществлении благотворительной деятельностью, необходимо знать, что религиозная организация обязана вести документацию, подтверждающую принятие на учет получателем благотворительной помощи безвозмездно полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), а также документацию (акты или иные документы), свидетельствующую о целевом использовании полученных (выполненных, оказанных) в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг). Если получателем благотворительной помощи является физическое лицо, то в налоговую инспекцию представляется документ, подтверждающий фактическое получение товаров (работ, услуг) данным физическим лицом.
Довольно распространенный вид благотворительной деятельности религиозных объединений, который хотелось бы выделить особо, это благотворительные обеды для малоимущих и бездомных. Так, при епархиях РПЦ зачастую действует по несколько благотворительных столовых. Однако необходимо иметь в виду, что в соответствии с законодательством при осуществлении данного вида деятельности любая организация санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее соответствие столовой требованиям, предъявляемым к организации общественного питания. На сегодняшний день, нередко благотворительные столовые действуют без каких-либо документов, поскольку получение санитарно-эпидемиологическое заключение задача не из легких. Поэтому и вынуждены Церкви заниматься своей миссией порой на свой страх риск. В этой связи актуальной остается задача упрощения процедуры получения заключений для благотворительных столовых.
Хотелось бы также обратить внимание читателя на одну из важнейших исторически выполняемой Церковью функций – просветительскую. Практически во всех религиозных организациях действуют воскресные школы, приходские школы и кружки для детей. И уж, казалось бы, в этой сфере проблем быть и не может. Но у органов прокуратуры на этот счет другое мнение.
Так, 10 июня 2009 года в Верховном суде России рассматривалось дело, инициированное прокуратурой о ликвидации религиозной организации, за элементарное обучение основам религии в рамках воскресной школы. Согласно ошибочной позиции прокуратуры данный вид деятельности должен якобы лицензироваться. В результате Верховный суд вынес Определение защищающее право религиозных объединений на обучение детей религии в рамках воскресных школ.
Не смотря на данное Определение Верховного суда РФ, 7 сентября 2010 года в г. Миллерово Ростовской области религиозная организация была оштрафована на 10 тысяч рублей за организацию детского христианского кружка и клуба для детей, действующих при воскресной школе, так как суд согласился с прокуратурой, что Церковь при осуществлении данного вида деятельности обязана была получить лицензию на образовательную деятельность. Данное решение было отменено лишь в надзорной инстанции.
18 апреля 2010 года вступили в силу поправки в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», которые ввели новое понятие «социально ориентированные НКО».
К социально ориентированным некоммерческим организациям были отнесены, в том числе и религиозные организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, социальную поддержку и защиту граждан, оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам. В этом же списке - охрана окружающей среды, оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе, благотворительность, деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни. Именно таким НКО будет оказываться поддержка.
Помощь будет оказываться в форме имущественной, информационной, консультационной поддержки, а также содействия в области подготовки и повышения квалификации работников НКО. Предусмотрены и льготы по уплате налогов и сборов. Также организаций смогут размещаться государственные и муниципальные заказы. Наконец, юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным НКО материальную поддержку, будут предоставляться льготы по уплате налогов и сборов.

В заключении хотелось бы отметить, что сегодняшняя действительность требует от руководителей религиозных организаций быть грамотными не только в духовных, но и правовых вопросах. Чтобы не только знать и соблюдать закон, но и уметь отстаивать права верующих и религиозных организаций.

Читайте также